Образование - это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.

Джордж Галифакс (XVIII в.)

Персональный сайт учителя русского языка и литературы

Ивановой Ольги Викторовны

Эссе «Я учитель»

Пароход большой плывет, капитан его ведет

 

 

      Пароход – это «пар» и «ход». Откуда пар? От внутренней энергии, силы, желания плыть. Профессия учителя не для всех, у кого-то слишком много энергии, и такой пароход будет разрываться между пристанями. Кто-то от неимоверной силы будет громко гудеть. И только тот, у кого есть желание плыть и наслаждаться скольжением, получает удовольствие, остается спокойным и самодостаточным, везде успевает, имеет возможность рассмотреть и вникнуть, а следовательно, понять и принять.

Когда-то начиная свое плавание маленькой лодочкой, которая не могла определиться с выбором пристани (то ли это будет средняя школа № 26, то ли средняя школа № 33), решила идти на свет самого яркого маяка (там В.Д. Новиков, он «новым жил»), на много лет обозначив свою навигацию. Моей пристанью стал Лицей имени Кирилла и Мефодия (Педагогический лицей). Сейчас это не просто пристань, это моя гавань.

Благодаря опыту и мудрости старших коллег – учителей русского языка и литературы Татьяны Федоровны Макаровой, Галины Георгиевны Шевченко, преподавателей математики Людмилы Георгиевны Федотовой, Владимиру Евгеньевичу Кучерову, – маленькая лодочка стала преображаться в парусник, четко осознавая, что двигаться можно не только куда ветер дует, а самой ставить паруса. Меня поражало в наставниках удивительное соединение мудрости возраста и умение креативно и современно как выглядеть, так и общаться с учениками. Поражала виртуозность владения предметом, отсутствие масок. Такими были мои первые, и надо сказать, самые верные ориентиры.

Постепенно адаптируясь в профессии, решила продолжить курс саморазвития через большую академическую гавань Смоленского государственного университета и защитить кандидатскую диссертацию под руководством гуру в ономастике Инны Александровны Королевой. С новым багажом я не уплыла, я вернулась в свою гавань и поделилась новыми знаниями со всеми. Погода за бортом всегда менялась: череда перемен в российском образовании заставляла лавировать между консервативным «главное - доска и мел» и современными информационно-коммуникационными технологиями. Помню, было много шума. Зачем вводить ЕГЭ, зачем копировать заграничную систему экзамена? Почему такой сложный по структуре вариант предлагают в экзаменационных испытаниях для 9 класса по русскому языку? Зачем дополнительная нагрузка в виде допускного сочинения? Почему уходим от классического советского образования, которое «реально работало»?

Шло время, расставляя все по местам. То, что было целесообразно, то есть сообразно цели, принесло свои результаты. Благодаря системному обобщению знаний по предмету в тестах ЕГЭ, теперь наши дети не просто разрозненно знают отдельные темы и правила, а понимают системную связь всех составляющих в той или иной науке. Трудный по компоновке экзамен для 9 класса оказался возрастной нормой, а за введение сочинения по литературе, уверена, многие учителя сказали «спасибо», потому что дети действительно продвинулись в качестве и количестве осознанно прочитанных произведений. А то, что было просто современным, просто пришлось «ко времени» - с ним же и ушло.

Сейчас новые тревоги: будут ли оправданы требования «Нашей новой школы», ФГОС; скоро мы обязаны будем соответствовать профессиональному стандарту; чаще звучит «надо», нежели «можно». Но в большинстве возмущенных я слышу не самих учителей, а тех, кто якобы за них. Как-то странно сложилось, что в нашей стране все знают, как учить и как лечить. А что сделает в новых инновационных условиях учитель – начнет разбираться в причинах изменений.

 Итак, мы долго ждали, чтобы государство расширило горизонты во внеурочной деятельности, мы много говорили о том, что дети с ОВЗ не должны оказываться на обочине, все мы в школе задаем рано или поздно вопрос: «Зачем мне это надо в жизни?». Каждый понимает, что пока в системе не организована та или иная деятельность, не будет результата (об этом в свое время говорил и А.С. Макаренко: «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали»), советуем оценивать риски, адекватно оценивать себя, уметь ставить цель, отбирать верные инструменты и способы деятельности, вступать в диалог с людьми из разных профессиональных сообществ, самому создавать продукт (проект).

Не эти ли ожидания мы находим в стандартах? Отпустите свои опасения, попробуйте скользить…

Безусловно, не обойдется без штормов, но «кто из нас на палубе большой / Не падал…и не ругался. / Их мало, с опытной душой, / Кто крепким в качке оставался».

И неважно, кем вы себя ощущаете, лодочкой ли, парусником, катером, пароходом, «Титаником» или атомным ледоколом. Главными во все времена были дети, их запросы, их возможности. Таким образом, встает вопрос: мы с вами пароходы, коллеги, или капитаны? Мы управляем или мы ведомые?

Моя гавань особенная, здесь все судоходство особенное: лицей предназначен для способных и одаренных детей. Если у меня есть ребенок с признаками одаренности, то кто кому должен соответствовать, кто за кем идет? Эти дети видят мир по-другому и, соответственно, живут иначе. А ты гуди, дыми во все трубы, штудируй лоцманские карты, прокладывай навигацию, плыви по течению или сопротивляйся ему, выставляй паруса или снимай, НО соответствуй! Не можешь быть гибким и вслед за учеником пойти дальше, он со временем составит свой рейтинг, где ты на последнем месте, и будет снисходительно тебя терпеть. Детям не важно, сколько у тебя грамот и какова степень твоей статусности, они тебя или принимают или терпят. А можешь создать проблемную ситуацию для личного погружения ребенка, и он обязательно благодарно пойдет вслед. Но управлять кораблем будет и он тоже.

Я 17-ый год работаю с детьми физико-математического и естественнонаучного профилей. Мой предмет не является для них профильным, но в том-то и азарт, чтобы непрофильный предмет стал интересным, полезным и результативным. Для моих математиков и естественников очень важными оказываются беседы по тем основополагающим, базовым духовно-нравственным вопросам, которые так детально, ярко, бережно хранит литература. И кто сказал, что для них вечные проблемы «Кто виноват?», «Что делать» и «Кому … жить хорошо?» - не актуальны. Никто не умеет так внимательно вчитываться в текст, как математики (иначе как можно решать задачи). Они хорошо понимают, что такое «диалектика души» Льва Толстого, потому что сами все время ищут. Они, не дочитав роман «Обломов» до слов «мы не титаны», угадывают авторскую загадку о том, что Илья Обломов и Андрей Штольц не антиподы, и догадываются потому, что не уходят в рассуждения, а накладывают описываемые события на действительность и четко выявляют два типа людей: кому все дано от рождения, а кто делает себя сам. Такие дети чувствуют язык через схемы, через ассоциации, а это самый действенный способ запоминания. Сама же, будучи неисправимым гуманитарием, иду за ними, учусь видеть мир их категориями. И этот опыт бесценен.

Духовность и нравственность, как отметил, процитировав Д. Лихачева в своем обращении к Федеральному собранию наш Президент, остаются приоритетными, «нравственные основы - это главное, что определяет жизнеспособность общества, экономическую, государственную творческую». Наша культура, язык, исторический опыт – это тот базис, тот причал, от которого мы начинаем свое плавание и к которому возвращаемся. Действительно, как юному, уже много знающему, но не пережившему самостоятельно ученику разобраться в том, что такое Родина, предки, любовь, дружба… Ведь личностные ориентиры - «что такое хорошо и что такое плохо» - человек определяет, лишь глубоко пережив. Как раз в этой незрелой юношеской путанице я помогаю ребятам разобраться, опираясь на бесценный опыт великих гениев, вырастивших не одно поколение читателей.

Мне часто приходится наблюдать ужасающую для большинства консервативных учителей картину: входя со мной в тему урока, мой особый ребенок четко и ясно дает ответы, креативно реагируя на многое, и тут же продолжает извлекать квадратный корень или находить тангенс угла наклона. Что необходимо сделать в этой ситуации? – Срочно прервать постороннюю деятельность, слушать меня здесь и сейчас. Нет! Ответ не верный. Этого ребенка нельзя прервать сейчас. Он все успевает, его не надо сбивать. Удиви – и он отвлечется. Как справляться, если таких детей несколько? Да, выстроить с этой разношерстной армией контакт, говорить со всеми и управлять каждым – в том и парадокс нашей профессии, что мы сами этого не знаем, здесь мы и предметники, и психологи, и актеры, и родители. Часто ловлю себя на мысли, что моя деятельность – это не работа, а искусство, творчество. Просто у кого-то получается поставить паруса, удерживая курс в любую погоду, а кто-то так и останется на берегу, давая оценку всему и вся.

Способные и одаренные дети в обычных школах успешны во всем, придя в общество к подобным себе, теряются. Часто становятся беззащитными. Здесь-то и начинается учительское мастерство: помочь сохранить чувство собственного достоинства и научить уважать успех других. Как я это делаю? Я с ними говорю. Говорю открыто, пытают, как на кластер, нанизать разные ситуации, рассмотреть разные точки зрения, предоставляя им выбор. Активно использую на уроке прием «открытый микрофон», где узнаю их еще глубже и в себе открываю что-то новое. Никогда не учу тому, чего не делаю сама. Являюсь примером в том, что всегда говорю правду, и точно знаю, что мои дети мне отвечают тем же.

Бывают у нас с ребятами и пробоины, когда появляется для них «некачественный лидер» и ведет туда, куда идти не надо. В эти моменты мне больно, «мои так не могли, мои не такие». Что делаю? Снова ныряю, и они ныряют, доверяя. Убеждаю в том, что лучше иметь сильную волю на средних способностях, чем большой талант, подточенный безволием. Повторяю, что быть в жизни серфингистом нельзя, надо погружаться, задерживать дыхание, нырять, искать, искать, искать.

Вы скажете, все это звучит, как лозунг. Получается, до подростка надо уметь докричаться? Нет. Просто не отходить. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Безусловно, должна.  Но это не стена, которую нельзя преодолеть. Все надо делать вместе, не боясь и ученика объявлять капитаном. В этом наша миссия. Настоящий учитель не побоится поменяться с учеником ролями. Такой обмен обогатит обоих. Главное - научить плыть самостоятельно и уверенно, заранее продумывая перспективы и риски, стараться точно определять, что и как в твоей жизни будет называться, не зря же говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет.

 Сейчас, оглядываясь, вижу своих выпускников хорошими людьми, первоклассными специалистами: одни занимаются квадрокоптерами и с удовольствием рассказывают нынешнему поколению о современных трендах, другие заняты устройством современных лифтов, и их знания ценят как в России, так и за рубежом, третьи, продолжая начатую в лицее работу по составлению родословной, теперь уже самостоятельно восстановили историю своего рода до седьмого колена, обнаружили репрессированных родственников и  реабилитировали их!, четвертые скромно трудятся реаниматологами в детских отделениях, спасая тех, кого уже нельзя было спасти, а кто-то сам возглавляет школу. Я горжусь своими ребятами! Конечно, их заслуги принадлежат только им, но для многих отправной точкой был лицей - неугомонная, креативная, родная гавань.

Есть у меня и опасения, а вдруг придет оно, то самое педагогическое выгорание… Пытаюсь оставаться для ребят естественной и адекватной, находиться в состоянии приятной занятости, удивлять и помнить об удивительном явлении бумеранга.

Хочется верить в то, что нашему скольжению в образовании будет способствовать только штиль, течение будет теплым и не придется ощущать себя пыхтящими пароходами или ледоколами. У нас, коллеги, самая молодая профессия. Так пусть сказка про алые паруса станет явью не только как вариант праздника выпускника. Пусть ваша жизнь, как паруса, будет наполнена содержанием, мечта будет красивой и обязательно сбудется, ведь не зря же мы верим Капитану Грэю в том, что делать «чудеса надо своими руками».

 

 

 

Copyright © Руслан Иванов, 2017-2019

При полном или частичном использовании

материалов сайта обязательна активная ссылка

на сайт www.filolog67.ru

admin@filolog67.ru